1284451550_kovcheg1

Научный центр интернета по изучения паранормальных явлений

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Статья

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Физика и паранормальные явления

Юрий КАРПЕНКО

Среди всего разнообразия проявлений человеческих способностей: восприятие, память, способность к классификации, самоописанию, обучению и др. – существует группа способностей, называемых паранормальными.

Группы паранормальных способностей:

Их обычно подразделяют на две большие группы: информационные, т.е. связанные с получением информации об окружающем мире способом, отличным от чувственного восприятия,
и силовые, т.е. воздействие живого существа на физические явления вне организма без посредства мышечных усилий (желанием, мыслью и т.п.).

К первой группе явлений в первую очередь относятся телепатия, проскопия, ясновидение, а ко второй – психокинез (или телекинез). Это, конечно, далеко не полный перечень паранормальных явлений.

Хотя паранормальные явления систематически изучаются уже более 100 лет, со времени создания в Англии Общества психических исследований, но, тем не менее, вплоть до последних десятилетий они оставались непризнанными академической наукой не только у нас в стране, но и за рубежом. Одна из причин состояла в том, что это довольно редкие явления, воспроизводить их нелегко, а к условиям проведения экспериментов и интерпретации их результатов часто предъявлялись вполне обоснованные претензии. Проще говоря, было довольно много ошибок и даже сознательных подтасовок фактов. Тем не менее, к настоящему времени проведено много экспериментальных исследований, удовлетворяющих самым высоким требованиям научной строгости. Показателем признания паранормальных явлений может, например, служить публикация статей по этой тематике в таких престижных физических журналах, как «Physical review» (См., например, Stapp H.P. Theoretical model of a purported empirical violations of the predictions of quantum theory // Physical review, 1994. Vol. A50, №1. p. 18...22.), «Foundation of physics».

За последние четверть века было предпринято много попыток описать паранормальные явления с помощью различных физических представлений: на основе теории электромагнетизма, термодинамики, гиперпространств, квантовой теории и т.д., – и все же ни одна из них не увенчалась общепризнанным успехом. По мнению многих специалистов, причина состоит в том, что феномен сознания отсутствует в определении физической реальности. Обратим внимание на то, что в этой оценке речь идет не о той или иной физической теории, а о физической реальности, т.е. о том, что лежит в основе всякой физической теории.
Под физической реальностью можно понимать тот мир, который мы познаем и осваиваем с помощью физики. Заметим, что он больше того мира, который можно увидеть, услышать, понюхать, попробовать на зуб и потрогать руками, т.е. мира, познаваемого и осваиваемого с помощью органов чувств. Ведь в нем в принципе не могут существовать такие вещи, как компьютер или что-то такое, условия производства чего лежат за пределами непосредственного чувственного восприятия.
В 20-е годы В.И. Вернадский писал, что человечество стало геохимическим фактором эволюции планеты Земля и вступает в эру ноосферы. На рубеже тысячелетий мы говорим об экологическом кризисе, а то и об экологической катастрофе. Но когда речь идет о соотношении сознания и физической реальности, то имеется в виду не это опосредованное техникой и технологиями влияние человека на окружающий его мир. Имеется в виду непосредственное влияние сознания отдельного человека, больших групп людей, человечества на окружающий мир, а также получение и передача информации по сверхчувственным каналам восприятия.
Это влияние может быть преднамеренным, осуществляемым целенаправленно, и непреднамеренным, проявляющимся спонтанно, случайно. Очень наглядным, хотя и экзотичным примером преднамеренного паранормального явления, осуществляемого одним человеком, может служить психокинез. Сейчас уже считается довольно хорошо установленным фактом, что по своей воле люди могут оказывать пусть, как правило, и не очень значительное, но измеримое влияние на протекание различных физических процессов. Например, сдвигать легкие предметы с места. Если вспомнить, что физические законы не должны зависеть от воли людей, то легко понять, что такого рода факты не укладываются в общепринятые физические представления. Психокинез – это только пример, можно смело утверждать, что ни одно из известных паранормальных явлений не укладывается в общепринятые научные представления.
Насколько это важно для физики, ведь, казалось бы, раз есть фундаментальное противоречие между экспериментами и основополагающими представлениями, то из этого должны последовать радикальные выводы? Для того чтобы попытаться ответить на этот вопрос в общем плане, обратимся к истории науки. Вернемся на несколько сотен лет назад и вспомним, что в Европе примерно на протяжении 15 веков в рамках христианства господствовала система Аристотеля, которая объясняла причины всех физических явлений. Существовали ли отдельные факты, по существу противоречившие этой системе, о которых хорошо знали специалисты тех времен? Конечно!
Одним из таких фактов был доступный наблюдению каждого человека полет брошенного камня. Напомню, что представлений об импульсе и законе его сохранения тогда еще не было, и объяснить этот бытовой факт было не так-то просто. По Аристотелю, причиной движения тела может быть либо какой-то внешний «двигатель», находящийся с телом в непосредственном контакте: телега двигается потому, что ее тянет лошадь, – либо стремление тела к своему естественному месту: стремясь к своему естественному месту, тела падают вниз. Но брошенный камень может лететь и вверх. Что является причиной такого движения? Те объяснения, которые предлагал Аристотель и его последователи были неудовлетворительными, и это было хорошо понято еще в античности. Но, тем не менее, из этого противоречия между теорией и экспериментом не было сделано никаких радикальных выводов вплоть до 17 века, когда появилось представление об импульсе, а Галилей и Ньютон заложили основы классической физики.

Почему этого не произошло на несколько сотен лет раньше – задают вопрос историки науки? В 17...18 веках произошла смена эпох. Одним ее проявлений была научная революция, в результате которой в Европе зародился уникальный феномен науки нового времени. Для предшествующей эпохи было характерно доминирование религиозного мировоззрения. Экспериментальное, рациональное знание о внешнем мире обладало в глазах людей гораздо меньшей ценностью, чем спасение души. Образованные люди скорее предпочитали читать Библию, чем наблюдать за явлениями внешнего мира, скорее комментировать священные тексты, чем измерять характеристики природных явлений.
По-видимому, и в наше время для того, чтобы наука ассимилировала феномен сознания во всех его проявлениях необходимо нечто большее, чем усовершенствование той или иной теории или смена одной теории другой. Хотя проблема соотношения сознания и физической реальности является фундаментальной научной проблемой, и существуют паранормальные явления, которые противоречат существующим научным представлениям, но эта проблема, вопрос об объяснении паранормальные явленияс научной точки зрения не стоят в повестке дня с той же насущной необходимостью, как, например, совершенствование технологий или поиск новых источников энергии. Наверное, правы известные специалисты в области исследований паранормальных явлений Р. Джан и Б. Данн, называя эти явления маргинальными, т.е. лежащими на границе той реальности, в которой мы живем, которую мы создали в рамках техногенной цивилизации.

Имея это в виду, зададимся теперь вопросом о том, каковы же те средства, которые привлекаются для физического описания паранормальных явлений? Заметим, что для того, чтобы оказывать на внешний мир какое-то нестандартное влияние или узнавать о нем что-то по сверхчувственным каналам восприятия, нужно сначала быть «просто» сознательным. Поэтому проблема описания паранормальных явлений тесно связана с общей проблемой роли наблюдателя в физике, которая ставится в ней в самом общем виде, а не специально для объяснения паранормальных явлений. Если же проанализировать литературу по паранормальным явлениям, то можно обнаружить, что обсуждаются два общих способа ответа на вопрос о том, как в принципе человеческое сознание может влиять на протекание физических процессов или получать информацию по каналам сверхчувственного восприятия: через редукцию волновой функции и антропный принцип.
Прежде, чем очень кратко обсудить их, отметим, что поскольку не всякая мысль у нас в голове имеет отношение, скажем, к телепатии, ясновидению или проскопии и не всякий наш взгляд на предмет приводит, скажем, к психокинетическому воздействию на него, то этих средств для описания паранормальных явлений недостаточно. Для того чтобы увидеть мир, достаточно просто открыть глаза, но для того, чтобы реализовать паранормальные способности, как правило, нужно сначала некоторым специальным образом «настроиться» на объект, «подключиться» к нему. Это очень важное отличие паранормального явления от наблюдения, которое никак не присутствует в общей постановке роли наблюдателя. Кроме этого, как только то или иное паранормальное явление трактуется как физическое явление, то влияние человека оказывается только одной из возможных причин этого явления, поэтому для детального описания паранормальных явлений в физике (в первую очередь квантовой) ищутся такие возможности, которые позволяют происходить явлениям с нужными свойствами и без воздействия со стороны человека. (Подробнее об этом см. в моей статье «О способе физического описания паранормальных явлений» (Парапсихология и психофизика, 1998, №1), а также в статье «Гуманитарные аспекты психофизики» из сб. «Антропный принцип и проблемы психофизики», М.: 1998.)

Итак, антропный принцип. Как получается, что человек – это homo sapiens, человек, наделенный разумом, состоит из атомов и молекул, которые таким свойством вроде бы не обладают? Аналогично: как живое может быть живым, если оно состоит из не живых атомов и молекул? Эволюционная теория происхождения человека дает свой ответ на поставленный вопрос, но он удовлетворяет далеко не всех. Современная наука предлагает различные сценарии перехода эволюции Вселенной с химической стадии на биологическую, но проблема происхождения жизни остается нерешенной (Аветисов В.А., академик РАН Гольданский В.И. Физические аспекты нарушения зеркальной симметрии биоорганического мира // Успехи физических наук, 1996, т.166, №8, с. 873...891).

И последний шаг в прошлое – это происхождение Вселенной. Как могло так получиться, что несмотря на огромное количество различных возможностей, фундаментальные физические постоянные и параметры некоторых других процессов как будто специально «подогнаны» так, а ход эволюции Вселенной был именно таким, что в конце концов на Земле появилась жизнь и человек? Вокруг причин этой «подгонки», которая и составляет суть антропного принципа, в течение более четверти века идут дискуссии. Довольно сильные позиции принадлежат тем, кто полагает, что к сотворению мира имеет отношение некоторое творческое начало: Сверхразум, Бог. Например, некоторые полагают, что причиной Большого Взрыва, породившего нашу Метагалактику, была антропогенная деятельность некоторой сверхцивилизации в предшествующей, «родительской» Метагалактике (Гивишвили Г.В. Есть ли у естествознания альтернатива Богу? // Вопросы философии, 1995. №2).
Мне сейчас важно отметить только одно: вокруг этих трех фундаментальных естественнонаучных проблем ведутся дискуссии, однозначного решения у этих проблем в настоящее время нет. Одна из точек зрения, позиции которой довольно сильны, состоит в том, что для их решения необходимо к существующим физическим, химическим и биологическим представлениям привлечь «дополнительный ингредиент»: феномен сознания. Но это, разумеется, не человеческое сознание, а тот Сверхразум, который создал Вселенную, жизнь, человеческий разум.

Теперь вернемся к паранормальным явлениям: какое отношение все это имеет к ним? Один из способов описания паранормальных явлений, в первую очередь коллективных, т.е. связанных с деятельностью больших групп людей (Примером коллективного паранормальные явления, довольно хорошо описанного в научной периодике, является эффект Махариши, эффект влияния групповой трансцендентальной медитации и/или ТМ-сидхи на качество жизни окружающего населения: Orme-Johnson D.W., Alexander C.N., Devies J.H. The effect of the Maharishi technology of the unified field. Reply to a methodological critique. // Journal of conflict resolution. 1990. V. 34, №4. p. 756...768), – как раз и состоит в отождествлении Сознания с единым полем, вакуумом, т.е. с тем уровнем физической реальности, который является началом всего сущего, Вселенной.
Именно так поступает Г.И. Шипов в разрабатываемой им теории физического вакуума, когда речь заходит о феномене сознания. Его теория имеет своим объектом такой онтологический уровень, на котором физическое и психическое в значительной степени совпадают. Постулируется, что основой всех известных квантовых полей является некоторое первичное торсионное поле, которое есть совокупность элементарных пространственно-временных вихрей, не имеющих энергии, но переносящих информацию и в то же самое время это первичное торсионное поле есть Сознание. Аналогичным образом, но только привлекая представление о едином поле, а не о торсионных полях, и не любой акт мышления, а только о «чистое сознание», поступают теоретики эффекта Махариши.
Как только Сознание заложено в основу мира, а человек является продуктом эволюции такого в некотором смысле изначально сознательного мира, то появляется принципиальная возможность объяснить влияние человеческого сознания на самые глубокие уровни физической реальности, хотя, разумеется, здесь появляется больше вопросов, чем дается ответов. Если этого не предполагать и считать, что сознание – это продукт протекающих в мозге человека биохимических процессов, который появляется на поздней стадии эволюции, то объяснить сверхчувственное восприятие или обусловленное желанием человека влияние биохимии его мозга на физические процессы, протекающие на большом расстоянии от него, не представляется возможным.

Когда же описываются паранормальные явления, в первую очередь силовые, которые демонстрирует отдельный человек, то для ответа на вопрос о том, как возможно влияние живого на не живое, привлекается одно из фундаментальных, но до сих пор дискуссионных, представлений квантовой механики – редукция или коллапс волновой функции, в котором отражена роль человека-наблюдателя. Еще в начале 60-х годов выдающийся физик-теоретик Е. Вигнер предположил, что сознание наблюдателя ответственно за то конкретное значение измеряемой квантовой величины, которое показывает макроскопический измерительный прибор.

Наилучшим образом проблему иллюстрирует известный парадокс кошки Шредингера. В несколько упрощенной форме его суть состоит в том, что законы квантовой механики позволяют сосуществовать взаимоисключающим с нашей, макроскопической точки зрения состояниям системы, например, «кошка жива», «кошка мертва». И только процесс наблюдения вносит определенность в эту ситуацию: кошка, естественно, либо жива, либо мертва, она не может существовать в виде суммы того и другого состояния с комплексными коэффициентами. Выбор конкретного состояния в результате наблюдения и является редукцией, коллапсом волновой функции кошки. До наблюдения о ее состоянии, согласно законам квантовой механики, ничего определенного сказать нельзя – в этом и состоит проблема: как происходит переход от квантовой неопределенности и противоречивости к макроскопической однозначности. Согласно гипотезе Е. Вигнера, акт наблюдения актуализирует те потенциальные возможности, которые заложены на квантовом уровне, т.е. в определенном смысле творит мир.

Подробнее и доступнее читайте здесь: ТЕЛЕПОРТАЦИЯ "КОШКИ ШРЕДИНГЕРА"

Понятно, что такое сотворение мира одним наблюдателем слишком субъективно: от неприятностей нельзя избавиться, просто закрывая на них глаза, как заметил по поводу этой гипотезы один ее критик – поэтому такое решение проблемы редукции волновой функции вызывает сомнения. Существуют и другие подходы к решению этой проблемы, но сейчас важно отметить только одно: эта классическая фундаментальная проблема квантовой механики не решена вплоть до настоящего времени. Более того, некоторые физики-теоретики связывают с ее решением перспективы дальнейшего развития основ квантовой теории и новый подход к общей проблеме сознания (см., например, работу выдающегося английского физика-теоретика, математика Р. Пенроуза: Penrose R. The large, the small and the human mind. Cambridge University Press, 1997) .

Как уже отмечалось выше, эти два подхода к описанию паранормальных явлений образуют его концептуальный каркас, связанный с ролью наблюдателя в физике, но всего многообразия конкретных моделей они не исчерпывают. Общий итог экспериментальных исследований в области паранормальных явлений, по-видимому, состоит в том, что обычных физических полей недостаточно для описания этих феноменов. Привлекаются нестандартные представления типа торсионных полей, квантовой нелокальности и изменения геометрии пространства – времени. Последней точки зрения, состоящей в том, что любой акт сознательного мышления связан с изменениями геометрии пространства – времени, придерживается несколько независимых друг от друга исследователей.

0

2

"Вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу". Оптинский старец Нектарий (начало XX столетия).

"Никогда прежде не было столько лжеучителей, как в нашем

злосчастном XX веке, богатом материалистическими

искушениями и бедном разумом и душой. Самые нелепые,

бредовые взгляды, ранее безоговорочно и повсеместно

отринутые культурными людьми, сейчас находят

"теоретическое обоснование" и непременного "учителя".

Иеромонах Серафим (Роуз)

(конец XX столетия)

Есть много учений, которые утверждают, что человек может быть введен в некое необычное состояние сознания и практикуют вхождения в него. Иеромонах Серафим (Роуз) так пишет про Америку 70-х годов (к нам это пришло несколько позже): "Оккультный взрыв" последних лет был вызван эффектным возрастанием "паранормальных" опытов всякого рода... На одном краю спектра этих опытов находятся "посмертные опыты", в которых для контакта с потусторонним миром требуется незначительное волевое усилие или же вообще его не требуется, на другом конце этого спектра находятся современное колдовство и сатанизм, где уже имеет место сознательная попытка общения и даже "служения" силам "потустороннего мира", а где-то между двумя этими крайностями находятся мириады вариантов современных парапсихических опытов от "изгибающихся ложек" Ури Геллера и парапсихологических "внетелесных" путешествий до контактов с существами НЛО и похищений ими. Важно отметить, что большое число этих "паранормальных" опытов имели "христиане", а один из видов этих опытов ("харизматические") широко принимается как якобы подлинно христианское явление. На самом же деле участие христиан во всех подобных опытах является лишь поразительным показателем того, насколько в наши дни потеряна христианская осведомленность об оккультном опыте". ("Душа после смерти", С.142-143)

В последнее время и научными средствами убедительно показано, что особое паранормальное состояние сознания (во время медитации, гипноза, транса, "йогического полета" и т.п.) - вовсе не выдумка. Оно действительно наступает в определенных случаях и его удается регистрировать объективными научными методами.

Вопрос оказался в другом. Что это за состояние сознания? Что в этот момент происходит с работой мозга и психикой? Полезно ли паранормальное состояние для человека? Каковы его последствия?

Занимаясь довольно долгое время исследованием работы головного мозга в норме и патологии под воздействием самых разных факторов (Крапивин и соавт., 1988-2004 и др.) мы не могли не обратить нашего внимания на паранормальное состояние. Пропагандисты паранормальной деятельности утверждают, что это состояние просто неоценимо, что оно якобы оказывает необыкновенно благотворное влияние на душевное здоровье человека и работу всего организма. Так ли это?

ВВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПАРАНОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Не станем детально описывать способы вхождения в паранормальное состояние сознания, укажем схематически основные средства, используемые в разных "техниках","школах" и "учениях".

· Магические и культовые действия
ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
(ПАРАНОРМАЛЬНОЕ)

· Физические упражнения (приводят к утомлению тела и к ослаблению действия телесного в паре телесное/душевное)

· Обедненная, чаще всего вегетарианская диета (приводит к обострению чувств и к ослаблению телесного начала)

· Хроническое недосыпание (тоже обостряет чувства и утомляет тело. Но может и способствовать снижению у человека внимания и самоконтроля)

· Применение дурманящих веществ и трав (мощное дополнительное воздействие на сознание)

Собственно вхождение в особое состояние (во время него обычно сочетаются два разных процесса: расслабление тела и сосредоточение внимания (на произнесении слов, на ярких и блестящих предметах и т.п.))

Особо отметим, что магические и культовые действия играют наиважнейшую роль при вхождении в паранормальное состояние!Психофизиологическим средством их никак не назовешь, однако они обеспечивают фантастические успехи в паранормальных опытах, что обращает на себя особое внимание и резко настораживает:

- принесение жертв "богам";

- произнесение особых или таинственных слов (мантры, заклинаний и проч.);

- прямое призывание потусторонних сил.

Все это - ни что иное, как служение и поклонение бесам (невидимым демонам, сатанинским силам), призывание и восхваление их, что является и отречением от Бога. Это, пожалуй, самая страшная сторона в подобной деятельности - отречение от Бога и отдание себя во власть бесов. Поясним для примера: если в дзен-буддизме для достижения особого состояния сознания вам потребуются ежедневные многочасовые упражнения на протяжении многих лет, то в некоторых школах медитации, где нужно призывать и приносить "подарки" (а точнее жертвы) языческому "богу Пуджу", вам обещают полное овладение особым состоянием сознания всего лишь за ... 5 дней (Махариши, трансцедентальная медитация)! К сожалению, вследствие отсутствия у людей в наше время должного духовного воспитания и образования, которое позволило бы им иметь необходимые истинные представления о духовном мире, разъясняло бы, где на духовном пути можно заблудиться и повредиться, - современный человек оказывается абсолютно беспечным в далеко небезобидных и крайне опасных духовных ситуациях.

С помощью рассмотренных средств человек может быть введен в некое особое состояние сознания. Попробуем оценить его с научной точки зрения. Несомненный интерес здесь в первую очередь представляют электроэнцефалографические данные о работе головного мозга во время паранормальной деятельности. Обратимся к ним.

ОСНОВНЫЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

Как известно, существует три основных состояния организма (и три соответствующих режима работы головного мозга): бодрствование (Б), медленноволновый сон (МС) и парадоксальный сон (ПС). Они сопровождаются принципиально разными типами биоэлектрической активности.

I. Бодрствование.

Во время этого состояния человек не спит, а в коре его головного мозга регистрируется электроэнцефалограмма (ЭЭГ) такого типа:

Это низкоамплитудная дизритмичная активность.

2. Медленноволновый сон.

Это совсем другое состояние организма, оно наблюдается с момента засыпания и длится большую часть сна. Во время него регистрируется совсем другая ЭЭГ:

Высокоамплитудные нерегулярные медленноволновые колебания.

3. Парадоксальный (быстроволновый) сон.

Это состояние очень глубокого сна. Оно возникает всего лишь несколько раз за 7-8 часов ночного сна у человека и длится очень недолго (минуты):

Низкоаплитудные гиперритмичные колебания. По частоте они являются более высокими, чем колебания ЭЭГ во время медленноволнового сна. Эти гиперритмичные низкоамплитудные ЭЭГ-волны 1 0 парадоксального сна скорее походят на бодрствование, чем на сон, однако у человека в это время полностью расслаблены мышцы тела, что говорит об очень крепком сне, кроме того, у здорового человека во время бодрствования электроэнцефалограмма никогда не бывает столь однородной и гиперритмичной.

В течение 70-80 лет жизни человека эти три режима работы головного мозга чередуются не переставая: при накоплении усталости бодрствование сменяется медленноволновым сном, а кратковременный парадоксальный сон является как бы дополнительным "гиперсном", который позволяет организму максимально отдохнуть, полностью снять напряжение и усталость, чтобы опять можно было бодрствовать. Человек полноценно высыпается и отдыхает только в том случае, если во время ночного сна у него появляются и периоды такого гиперсна.

Эти три разных режима работы головного мозга безостановочно сменяют друг друга, причем во время работы мозга в одном из режимов идет восстановление тех ресурсов, которые обеспечивали предыдущий режим работы. При повреждении любого из этих трех режимов работы у человека наступают через какое-то время тяжелые нарушения функций мозга и психики.

ИЗМЕНЕНИЕ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА ВО ВРЕМЯ ПАРАНОРМАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Теперь проанализируем электроэнцефалограмму, которая регистрируется во время паранормального состояния сознания, наступающего во время медитации, транса, гипноза, йогического полета и т.п.

Сведения об изменениях электрических показателей работы головного мозга во время паранормального состояния можно почерпнуть теперь и из статей и брошюр, выпускаемых самими "целителями", йогами, медитирующими и другими. На изменения ЭЭГ и других показателей работы организма они часто ссылаются, считая это хорошим научным аргументом в пользу паранормального состояния, подтверждающим правомерность их деятельности. В первый раз при беглом взгляде на множество диаграмм, таблиц и рисунков такое впечатление, может быть, и складывается. Однако при вдумчивом изучении этих научных данных приходится сделать совсем иные и даже противоположные, как мы увидим, выводы.

Это состояние сознания сопровождается несомненным, отчетливым и сильно выраженным изменением биоэлектрической активности мозга:

Можно сказать, что это:

а) высокоамплитудная;

б) регулярная и даже гиперритмичная активность;

в) при этом человек не спит.

О ритме этих колебаний можно сказать следующее. По частоте в разных случаях он бывает от дельта- до альфа-диапазона у человека.

Чаще всего говорят о медленных дельта-волнах. В тех же случаях, когда этот ритм близок по частоте к альфа-ритму, он имеет принципиальные существенные отличия от последнего: не исчезает при открывании глаз, не подавляется световыми и другими раздражителями (такой ритм отмечен при гипнозе, а также во время снохождений при лунатизме).

Само по себе это состояние человека - и не бодрствование, и не медленноволновый сон и не парадоксальный сон, которые были рассмотрены нами ранее, а что-то совсем иное.

Обратим внимание, что в статьях по исследованию биоэлектрической активности мозга во время паранормальных состояний часто встречается парадоксальнейшая фраза такого типа: "происходит расслабление человека и одновременное (!) повышение уровня бодрствования". Исследователи правдиво описывают то, что реально видят на электроэнцефалограмме, ихотят сказать, что раз расслабление - значит неплохо, раз повышение уровня бодрствования - значит тоже неплохо. Но не в том случае, когда это происходит одновременно! С физиологической точки зрения это малосовместимо, одно прямо противоположно другому. Однако, поскольку неоднократно показано, что во время паранормального состояния действительно одновременно регистрируются эти два физиологически противоположных процесса, - необходимо найти всему этому какое-то логичное научное объяснение. Оно состоит, судя по всему, в том, что в момент паранормального состояния каким-то образом наступает противоестественное совмещение разных по смыслу режимов работы мозга (причем даже не двух, а трех одновременно, о чем будет идти речь дальше!).

Значит, далеко не случайна эта характерная общая черта разных "техник" вхождения в паранормальное состояние: одновременное сочетание общего расслабления организма с существенным усилением уровня внимания. В индийской йоге учат специальным образом управлять дыханием, принимать определенные позы, снимать напряжение организма, приводить его к расслаблению, и при этом сосредотачивать все свое внимание на произносимом "священном" изречении, мантре. При гипнозе сочетают расслабление тела с концентрацией внимания на каком-нибудь блестящем предмете и голосе гипнотизера. При медитации тоже практикуют общее расслабление человека с сильным сосредоточением внимания, чуть дальше будет сказано о медитациях шведского мистика Эммануила Сведенборга.

И вот теперь удалось зарегистрировать биоэлектрическую активность мозга во время самых разных видов паранормального состояния.

Опытного электроэнцефалографиста такая электроэнцефалограмма просто поражает! Специалисту бросается в глаза, что это действительно какое-то очень необычное состояние работы мозга, не зря оно было обозначено особым термином "паранормальное"! Настолько сильные и своеобразные изменения электроэнцефалограммы бывают разве что при эпилепсии, или при приеме существенных доз алкоголя, или же при проваливании в сон долго не спавшего человека. Однако медиум, находясь в паранормальном состоянии, хотя и выглядит необычно, - явно не спит, и не пьян, и не в эпилептическом припадке.

Необходимо упомянуть кроме этого и еще об одном важном изменении работы мозга во время паранормального состояния, выявляемом электроэнцефалографически: происходит усиление межполушарной асимметрии мозга, уровень активности одного полушария начинает существенно преобладать над уровнем активности другого полушария мозга.

Что же это за состояние сознания с медицинской и физиологической точки зрения? И в каком режиме в это время работает мозг, если это состояние не является и ни бодрствованием и ни медленным сном и ни парадоксальным сном?! Судя по всему, _это такое состояние работы мозга, когда одновременно задействуются процессы, обеспечивающие функционирование всех этих трех разных режимов работы мозга! И режима бодрствования (во время паранормальной электроэнцефалограммы мышцы у человека не расслаблены полностью, он не спит), и режима медленноволнового сна (регистрируются высокоамплитудные медленноволновые колебания) и режима парадоксального сна (наблюдаемая ЭЭГ-активность является очень регулярной, даже гиперритмичной).

Ю.Г. Мизун и Ю.В. Мизун (1992) в отношении внутреннего состояния экстрасенса сделали вывод, что наступает "переход на какую-то иную систему психической саморегуляции". В отношении и многих других видов паранормального состояния исследователи подчеркивают, что это какая-то совсем особая форма сознания человека. Это важное наблюдение очень хорошо согласуется с только что рассмотренными изменениями электроэнцефалограммы при наступлении паранормального состояния, свидетельствующими на физиологическом уровне о переходе мозга в новый и весьма необычный режим работы.

Только вот сделанный вывод о том, что головной мозг во время паранормального состояния входит в какой-то совсем особый режим работы, представляющий собою одновременное совмещение трех основных режимов работы мозга, обычно последовательно сменяющих друг друга, является очень неожиданным с физиологической точки зрения. Мы, наверное, не решились бы и опубликовать его, настолько это необычно и странно. Трудно представить себе, чтобы такое было возможно! Однако, знакомясь с мнениями общепризнанных авторитетов в физиологии, мы увидели, что они тоже приходили к сходному выводу. Сошлемся, в частности, на знаменитого И.П. Павлова и его выдающегося ученика П.К. Анохина, которые неоднократно указывали, что гипнотическое и близкие к нему состояния связаны и со сном и с бодрствованием одновременно. Было высказано предположение о том, что во время подобных состояний сознания одни участки мозга работают в режиме бодрствования, а другие - в режиме сна (Цит. по: Анохин, 1961; Данилова, Крылова, 1989)!

Это укрепило нас в мнении о правильности сделанного вывода в отношении физиологического смысла паранормального состояния: это вовсе не какой-то четвертый режим работы головного мозга, а противоестественное совмещение трех основных режимов функционирования мозга : бодрствования, медленного сна и парадоксального сна.

ПОЛЕЗНО ЛИ ПАРАНОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?

Нужно ли подобное состояние для человека, полезно ли оно? Вряд ли! Во время паранормального состояния последовательно сменяющие друг друга три режима работы мозга задействуются вместе, начиная функционировать одновременно. Откуда же после такого состояния у мозга возьмутся запасы для его дальнейшей работы, как будут восстанавливаться все израсходованные одновременно ресурсы?
Общеизвестно, что медиумам после паранормального состояния приходится длительное время отдыхать. Сошлемся, например, на практику психокинеза (воздействия на предметы): "Состояние психического воздействия" требует от экстрасенса настолько огромных затрат психических и физических сил, что последующее восстановление нормального состояния медиума занимает не дни, а "недели и месяцы, в отдельных же случаях даже годы"! (Мизун Ю.Г., Мизун Ю.В., 1993)
А долговременное пребывание в паранормальном состоянии, если организм автоматически не отключится и человек не выйдет из него, - явно небезопасно, может стать гибельным для человека.
Это какое-то суперэкстремальное состояние!
Об этом пишет и иеромонах Серафим (Роуз): "Даже самые опытные в выходах "из тела" люди не могут долго оставаться в этой области, не подвергая себя опасности навсегда разлучиться со своим телом (умереть)". ("Душа после смерти", С.105).
Многие важнейшие данные о том, в каком состоянии находится организм и мозг человека во время паранормальной деятельности, экстрасенсы, "целители", медитирующие, йоги и другие медиумы сами, в общем-то, на себя набрали, обеспечив в последние годы проведение массированных научных исследований своей деятельности и опубликовав полученные данные как в своих рекламных брошюрах, так и в солидных научных журналах. Эти сведения еще только предстоит тщательно проанализировать и сделать из них правильные выводы.
Мы же, поскольку паранормальное состояние обратило на себя внимание своей анормальностью и нефизиологичностью, кратко отметим и некоторые другие изменения, возникающие во время или после него:
- большое снижение лактата плазмы;

- усиление кровоснабжения мозга (это полезно далеко не всегда);

- усиление передачи информации между полушариями головного мозга и на всех уровнях мозга (что полезно лишь в определенных пределах);

- значительное усиление межполушарных различий;

- существенное повышение когерентности ЭЭГ, отражающее усиление синхронности биоэлектрических колебаний в разных областях мозга.

Последнее часто бывает при грубой патологии работы мозга, например, во время эпилептических припадков. Кстати, электроэнцефалограмма, наблюдаемая во время паранормального состояния, своей гиперритмичностью и синхронностью при высокой амплитуде биоэлектрических колебаний, как мы уже говорили, чем-то напоминает эпилепсию! В некоторых случаях, например при полтергейсте, так и пишут, что "электроэнцефалограмма полтергейстных подростков-посредников имеет эпилептоидный характер" (Иеромонах Анатолий (Берестов), 1996).

Небезынтересно вспомнить здесь и тот известный факт, что в шаманы выбираются люди с наследственной эпилепсией (История религий. - Т.I.-С.55), которые, входя в исступление, "ходят" по другим мирам и заклинают разных духов (предков, мертвецов, сил природы).

А вот при исследовании гипноза было выяснено, что у эпилептиков способность к гипнозу ниже, чем у неэпилептиков (Barry et al.,2000), обнаружено, что к гипнозу более восприимчивы люди с псевдо-эпилептическими судорогами (Kuyk et al.,1995). Кроме того замечено, что у эпилептиков во время гипноза начинает развиваться судорожная ЭЭГ-активность (Bryant, Somerville, 1995), гипноз был даже порекомендован ... для обнаружения места эпилептогенного очага!

(Селицкий, Карлов, Свидерская, 1991).

Остается только сожалеть, что некоторые исследователи, объективно зарегистрировавшие достоверные изменения работы головного мозга у человека во время паранормального состояния, - не обратили внимание на опасность паранормальных состояний в первую очередь для самих медиумов.

С физиологической и медицинской точки зрения отрицательные стороны паранормального состояния налицо. Понятно и то, что неоднократная и длительная практика вхождения в такое состояние должна наносить тяжкий урон здоровью, сознанию, психике и жизни прежде всего самих медиумов (экстрасенсов, "целителей", "трансцедентально" медитирующих, гипнотизеров, колдунов, магов, шаманов, людей, занимающихся оккультной практикой и др.).

Не говоря о самом страшном, о том, что души этих людей, если они не покаются в своем далеко небезобидном заблуждении перед Богом, погибнут для вечной жизни.

Иеромонах Серафим (Роуз) замечает, однако, в своей книге "Душа после смерти", что "едва ли кто из этих учителей обращает серьезное внимание на православное учение о жизни и смерти или на библейские или святоотеческие источники, на которых оно основано". Кроме того он пишет и про современных ему ученых Америки 70-х годов, что они намного более склонны к опыту оккультных писателей, который представляется им хоть в какой-то степени пригодным для научного исследования, чем к учению христианства, которое сложнее, потому что требует у людей участия веры и доверия, а также чтобы человек вел подвижническую духовную жизнь в соответствии с этим учением (С.86).

Остается надеяться, видя многие положительные духовные перемены в нашей стране, что теперь уже православные ученые нашего времени, имеющие горячую веру во Христа, ведущую нелицемерную подвижническую христианскую жизнь в лоне православной Церкви, смогут всесторонне разобраться и верно оценить разные "духовные" учения и их деятельность и со святоотеческой и с научной точки зрения.

ОСОБЕННОСТИ ЭЭГ У МЕДИУМОВ

Паранормальное состояние нефизиологично и противоестественно. Наблюдаемое во время него состояние работы головного мозга по своей физиологической сути анормально. Творцом человека создано и устроено так, что у здорового человека три основных состояния организма (бодрствование, медленный сон и парадоксальный гиперсон) чередуются и последовательно сменяют друг друга, чтобы, когда израсходуются ресурсы работы мозга в одном режиме, начинал бы включаться следующий режим работы, использующий иные ресурсы. Такая последовательная смена разных режимов работы обеспечивает безостановочное и бесперебойное функционирование мозга и организма на протяжение всей жизни человека. Не устроено так, чтобы мозг работал сразу во всех трех режимах.

С другой стороны известно, что войти в паранормальное состояние просто так любому человеку - невозможно.В связи с этим уместно было бы задаться вот еще каким вопросом. А не могут ли паранормальные "способности" определяться какими-то специфическими физиологическими особенностями людей, занимающихся этой практикой? Нет ли у них какого-нибудь отличия, например, в электроэнцефалограмме, которое могло бы способствовать их "попаданию" в необычное паранормальное состояние?

Оказывается, есть. Отмечено, например, что характер их электроэнцефалограммы позволяет предположить, что они переносили когда-то черепно-мозговую травму, потому что на их электроэнцефалограмме можно видеть "гиперсинхронизацию корковых ритмов различных диапазонов частот с эпилептоидными знаками разной формы и степени выраженности" (Лебедева, Добронравова, 1990). Авторы пишут, что при опросе подтвердилось, что травма такого рода у них была, как правило много лет назад. Это проясняет, какая аномальная особенность физиологической работы головного мозга может облегчать вхождение людей в противоестественный режим функционирования мозга во время паранормальной деятельности (см. также: Persinger, 1994).

Из этого опять-таки следует, что вхождение раз за разом в такое состояние сознания, в аномальный режим функционирования мозга, не может не отразиться крайне плохо на самих медиумах, явно будет способствовать расшатыванию их психики и здоровья.

С другой стороны, следовало бы быть крайне осторожными и так называемым гипнабельным, высокочувствительным особам, проявляющим быстрые успехи в плане вхождения в какое-либо паранормальное состояние, поскольку у них также могли быть сотрясения мозга или другие травмы головы. В последнее время появился целый ряд работ об отличиях электроэнцефалограммы у людей с повышенной восприимчивостью к гипнозу[8]. Это приведет к расшатыванию нормальных механизмов функционирования мозга, к истощению мозговых ресурсов и к нарушениям психики.

Завершая эту главу, в которой были проанализированы с научной точки зрения изменения работы головного мозга при паранормальной деятельности, надо сказать следующее.

Паранормальное состояние сознания, в которое человек может быть введен с помощью определенных средств и методов, сопровождается целым комплексом объективно регистрируемых изменений самых разных показателей работы организма, окончательный смысл которых еще только предстоит оценить.

На электрофизиологическом уровне удалось увидеть, что во время паранормального состояния головной мозг начинает работать в аномальном и физиологически противоестественном режиме: одновременно задействуются и начинают функционировать вместе процессы, которые обеспечивают три разных режима работы мозга (бодрствование, медленный сон и парадоксальный гиперсон), в норме всегда последовательно сменяющих друг друга.

Нельзя не отметить, насколько поразительно удачное название дали этому особому состоянию сознания наши научные предшественники: паранормальное, то есть "запредельное", "занормальное"! Кстати в последнее десятилетие, когда широко развернулись разнообразные научные исследования паранормальной деятельности, инициируемые медиумами, этот термин "паранормальное" всячески избегался.

Все это заставляет крайне внимательно и ответственно отнестись к изучению паранормального состояния на медико-биологическом уровне, более тщательно оценивать, что реально происходит с деятельностью разных систем и органов человека во время этого состояния, взвешивая все возможные последствия паранормальной практики для человека.

0

3

I. ИЗМЕНЕНИЕ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ВО ВРЕМЯ ПАРАНОРМАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

"Вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу". Оптинский старец Нектарий (начало XX столетия).

"Никогда прежде не было столько лжеучителей, как в нашем

злосчастном XX веке, богатом материалистическими

искушениями и бедном разумом и душой. Самые нелепые,

бредовые взгляды, ранее безоговорочно и повсеместно

отринутые культурными людьми, сейчас находят

"теоретическое обоснование" и непременного "учителя".

Иеромонах Серафим (Роуз)

(конец XX столетия)

Есть много учений, которые утверждают, что человек может быть введен в некое необычное состояние сознания и практикуют вхождения в него. Иеромонах Серафим (Роуз) так пишет про Америку 70-х годов (к нам это пришло несколько позже): "Оккультный взрыв" последних лет был вызван эффектным возрастанием "паранормальных" опытов всякого рода... На одном краю спектра этих опытов находятся "посмертные опыты", в которых для контакта с потусторонним миром требуется незначительное волевое усилие или же вообще его не требуется, на другом конце этого спектра находятся современное колдовство и сатанизм, где уже имеет место сознательная попытка общения и даже "служения" силам "потустороннего мира", а где-то между двумя этими крайностями находятся мириады вариантов современных парапсихических опытов от "изгибающихся ложек" Ури Геллера и парапсихологических "внетелесных" путешествий до контактов с существами НЛО и похищений ими. Важно отметить, что большое число этих "паранормальных" опытов имели "христиане", а один из видов этих опытов ("харизматические") широко принимается как якобы подлинно христианское явление. На самом же деле участие христиан во всех подобных опытах является лишь поразительным показателем того, насколько в наши дни потеряна христианская осведомленность об оккультном опыте". ("Душа после смерти", С.142-143)

В последнее время и научными средствами убедительно показано, что особое паранормальное состояние сознания (во время медитации, гипноза, транса, "йогического полета" и т.п.) - вовсе не выдумка. Оно действительно наступает в определенных случаях и его удается регистрировать объективными научными методами.

Вопрос оказался в другом. Что это за состояние сознания? Что в этот момент происходит с работой мозга и психикой? Полезно ли паранормальное состояние для человека? Каковы его последствия?

Занимаясь довольно долгое время исследованием работы головного мозга в норме и патологии под воздействием самых разных факторов (Крапивин и соавт., 1988-2004 и др.) мы не могли не обратить нашего внимания на паранормальное состояние. Пропагандисты паранормальной деятельности утверждают, что это состояние просто неоценимо, что оно якобы оказывает необыкновенно благотворное влияние на душевное здоровье человека и работу всего организма. Так ли это?

ВВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПАРАНОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Не станем детально описывать способы вхождения в паранормальное состояние сознания, укажем схематически основные средства, используемые в разных "техниках","школах" и "учениях".

· Магические и культовые действия
ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
(ПАРАНОРМАЛЬНОЕ)

· Физические упражнения (приводят к утомлению тела и к ослаблению действия телесного в паре телесное/душевное)

· Обедненная, чаще всего вегетарианская диета (приводит к обострению чувств и к ослаблению телесного начала)

· Хроническое недосыпание (тоже обостряет чувства и утомляет тело. Но может и способствовать снижению у человека внимания и самоконтроля)

· Применение дурманящих веществ и трав (мощное дополнительное воздействие на сознание)

Собственно вхождение в особое состояние (во время него обычно сочетаются два разных процесса: расслабление тела и сосредоточение внимания (на произнесении слов, на ярких и блестящих предметах и т.п.))

Особо отметим, что магические и культовые действия играют наиважнейшую роль при вхождении в паранормальное состояние!Психофизиологическим средством их никак не назовешь, однако они обеспечивают фантастические успехи в паранормальных опытах, что обращает на себя особое внимание и резко настораживает:

- принесение жертв "богам";

- произнесение особых или таинственных слов (мантры, заклинаний и проч.);

- прямое призывание потусторонних сил.

Все это - ни что иное, как служение и поклонение бесам (невидимым демонам, сатанинским силам), призывание и восхваление их, что является и отречением от Бога. Это, пожалуй, самая страшная сторона в подобной деятельности - отречение от Бога и отдание себя во власть бесов. Поясним для примера: если в дзен-буддизме для достижения особого состояния сознания вам потребуются ежедневные многочасовые упражнения на протяжении многих лет, то в некоторых школах медитации, где нужно призывать и приносить "подарки" (а точнее жертвы) языческому "богу Пуджу", вам обещают полное овладение особым состоянием сознания всего лишь за ... 5 дней (Махариши, трансцедентальная медитация)! К сожалению, вследствие отсутствия у людей в наше время должного духовного воспитания и образования, которое позволило бы им иметь необходимые истинные представления о духовном мире, разъясняло бы, где на духовном пути можно заблудиться и повредиться, - современный человек оказывается абсолютно беспечным в далеко небезобидных и крайне опасных духовных ситуациях.

С помощью рассмотренных средств человек может быть введен в некое особое состояние сознания. Попробуем оценить его с научной точки зрения. Несомненный интерес здесь в первую очередь представляют электроэнцефалографические данные о работе головного мозга во время паранормальной деятельности. Обратимся к ним.

ОСНОВНЫЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

Как известно, существует три основных состояния организма (и три соответствующих режима работы головного мозга): бодрствование (Б), медленноволновый сон (МС) и парадоксальный сон (ПС). Они сопровождаются принципиально разными типами биоэлектрической активности.

I. Бодрствование.

Во время этого состояния человек не спит, а в коре его головного мозга регистрируется электроэнцефалограмма (ЭЭГ) такого типа:

Это низкоамплитудная дизритмичная активность.

2. Медленноволновый сон.

Это совсем другое состояние организма, оно наблюдается с момента засыпания и длится большую часть сна. Во время него регистрируется совсем другая ЭЭГ:

Высокоамплитудные нерегулярные медленноволновые колебания.

3. Парадоксальный (быстроволновый) сон.

Это состояние очень глубокого сна. Оно возникает всего лишь несколько раз за 7-8 часов ночного сна у человека и длится очень недолго (минуты):

Низкоаплитудные гиперритмичные колебания. По частоте они являются более высокими, чем колебания ЭЭГ во время медленноволнового сна. Эти гиперритмичные низкоамплитудные ЭЭГ-волны 1 0 парадоксального сна скорее походят на бодрствование, чем на сон, однако у человека в это время полностью расслаблены мышцы тела, что говорит об очень крепком сне, кроме того, у здорового человека во время бодрствования электроэнцефалограмма никогда не бывает столь однородной и гиперритмичной.

В течение 70-80 лет жизни человека эти три режима работы головного мозга чередуются не переставая: при накоплении усталости бодрствование сменяется медленноволновым сном, а кратковременный парадоксальный сон является как бы дополнительным "гиперсном", который позволяет организму максимально отдохнуть, полностью снять напряжение и усталость, чтобы опять можно было бодрствовать. Человек полноценно высыпается и отдыхает только в том случае, если во время ночного сна у него появляются и периоды такого гиперсна.

Эти три разных режима работы головного мозга безостановочно сменяют друг друга, причем во время работы мозга в одном из режимов идет восстановление тех ресурсов, которые обеспечивали предыдущий режим работы. При повреждении любого из этих трех режимов работы у человека наступают через какое-то время тяжелые нарушения функций мозга и психики.

ИЗМЕНЕНИЕ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА ВО ВРЕМЯ ПАРАНОРМАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Теперь проанализируем электроэнцефалограмму, которая регистрируется во время паранормального состояния сознания, наступающего во время медитации, транса, гипноза, йогического полета и т.п.

Сведения об изменениях электрических показателей работы головного мозга во время паранормального состояния можно почерпнуть теперь и из статей и брошюр, выпускаемых самими "целителями", йогами, медитирующими и другими. На изменения ЭЭГ и других показателей работы организма они часто ссылаются, считая это хорошим научным аргументом в пользу паранормального состояния, подтверждающим правомерность их деятельности. В первый раз при беглом взгляде на множество диаграмм, таблиц и рисунков такое впечатление, может быть, и складывается. Однако при вдумчивом изучении этих научных данных приходится сделать совсем иные и даже противоположные, как мы увидим, выводы.

Это состояние сознания сопровождается несомненным, отчетливым и сильно выраженным изменением биоэлектрической активности мозга:

Можно сказать, что это:

а) высокоамплитудная;

б) регулярная и даже гиперритмичная активность;

в) при этом человек не спит.

О ритме этих колебаний можно сказать следующее. По частоте в разных случаях он бывает от дельта- до альфа-диапазона у человека.

Чаще всего говорят о медленных дельта-волнах. В тех же случаях, когда этот ритм близок по частоте к альфа-ритму, он имеет принципиальные существенные отличия от последнего: не исчезает при открывании глаз, не подавляется световыми и другими раздражителями (такой ритм отмечен при гипнозе, а также во время снохождений при лунатизме).

Само по себе это состояние человека - и не бодрствование, и не медленноволновый сон и не парадоксальный сон, которые были рассмотрены нами ранее, а что-то совсем иное.

Обратим внимание, что в статьях по исследованию биоэлектрической активности мозга во время паранормальных состояний часто встречается парадоксальнейшая фраза такого типа: "происходит расслабление человека и одновременное (!) повышение уровня бодрствования". Исследователи правдиво описывают то, что реально видят на электроэнцефалограмме, ихотят сказать, что раз расслабление - значит неплохо, раз повышение уровня бодрствования - значит тоже неплохо. Но не в том случае, когда это происходит одновременно! С физиологической точки зрения это малосовместимо, одно прямо противоположно другому. Однако, поскольку неоднократно показано, что во время паранормального состояния действительно одновременно регистрируются эти два физиологически противоположных процесса, - необходимо найти всему этому какое-то логичное научное объяснение. Оно состоит, судя по всему, в том, что в момент паранормального состояния каким-то образом наступает противоестественное совмещение разных по смыслу режимов работы мозга (причем даже не двух, а трех одновременно, о чем будет идти речь дальше!).

Значит, далеко не случайна эта характерная общая черта разных "техник" вхождения в паранормальное состояние: одновременное сочетание общего расслабления организма с существенным усилением уровня внимания. В индийской йоге учат специальным образом управлять дыханием, принимать определенные позы, снимать напряжение организма, приводить его к расслаблению, и при этом сосредотачивать все свое внимание на произносимом "священном" изречении, мантре. При гипнозе сочетают расслабление тела с концентрацией внимания на каком-нибудь блестящем предмете и голосе гипнотизера. При медитации тоже практикуют общее расслабление человека с сильным сосредоточением внимания, чуть дальше будет сказано о медитациях шведского мистика Эммануила Сведенборга.

И вот теперь удалось зарегистрировать биоэлектрическую активность мозга во время самых разных видов паранормального состояния.

Опытного электроэнцефалографиста такая электроэнцефалограмма просто поражает! Специалисту бросается в глаза, что это действительно какое-то очень необычное состояние работы мозга, не зря оно было обозначено особым термином "паранормальное"! Настолько сильные и своеобразные изменения электроэнцефалограммы бывают разве что при эпилепсии, или при приеме существенных доз алкоголя, или же при проваливании в сон долго не спавшего человека. Однако медиум, находясь в паранормальном состоянии, хотя и выглядит необычно, - явно не спит, и не пьян, и не в эпилептическом припадке.

Необходимо упомянуть кроме этого и еще об одном важном изменении работы мозга во время паранормального состояния, выявляемом электроэнцефалографически: происходит усиление межполушарной асимметрии мозга, уровень активности одного полушария начинает существенно преобладать над уровнем активности другого полушария мозга.

Что же это за состояние сознания с медицинской и физиологической точки зрения? И в каком режиме в это время работает мозг, если это состояние не является и ни бодрствованием и ни медленным сном и ни парадоксальным сном?! Судя по всему, _это такое состояние работы мозга, когда одновременно задействуются процессы, обеспечивающие функционирование всех этих трех разных режимов работы мозга! И режима бодрствования (во время паранормальной электроэнцефалограммы мышцы у человека не расслаблены полностью, он не спит), и режима медленноволнового сна (регистрируются высокоамплитудные медленноволновые колебания) и режима парадоксального сна (наблюдаемая ЭЭГ-активность является очень регулярной, даже гиперритмичной).

Ю.Г. Мизун и Ю.В. Мизун (1992) в отношении внутреннего состояния экстрасенса сделали вывод, что наступает "переход на какую-то иную систему психической саморегуляции". В отношении и многих других видов паранормального состояния исследователи подчеркивают, что это какая-то совсем особая форма сознания человека. Это важное наблюдение очень хорошо согласуется с только что рассмотренными изменениями электроэнцефалограммы при наступлении паранормального состояния, свидетельствующими на физиологическом уровне о переходе мозга в новый и весьма необычный режим работы.

Только вот сделанный вывод о том, что головной мозг во время паранормального состояния входит в какой-то совсем особый режим работы, представляющий собою одновременное совмещение трех основных режимов работы мозга, обычно последовательно сменяющих друг друга, является очень неожиданным с физиологической точки зрения. Мы, наверное, не решились бы и опубликовать его, настолько это необычно и странно. Трудно представить себе, чтобы такое было возможно! Однако, знакомясь с мнениями общепризнанных авторитетов в физиологии, мы увидели, что они тоже приходили к сходному выводу. Сошлемся, в частности, на знаменитого И.П. Павлова и его выдающегося ученика П.К. Анохина, которые неоднократно указывали, что гипнотическое и близкие к нему состояния связаны и со сном и с бодрствованием одновременно. Было высказано предположение о том, что во время подобных состояний сознания одни участки мозга работают в режиме бодрствования, а другие - в режиме сна (Цит. по: Анохин, 1961; Данилова, Крылова, 1989)!

Это укрепило нас в мнении о правильности сделанного вывода в отношении физиологического смысла паранормального состояния: это вовсе не какой-то четвертый режим работы головного мозга, а противоестественное совмещение трех основных режимов функционирования мозга : бодрствования, медленного сна и парадоксального сна.

ПОЛЕЗНО ЛИ ПАРАНОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?

Нужно ли подобное состояние для человека, полезно ли оно? Вряд ли! Во время паранормального состояния последовательно сменяющие друг друга три режима работы мозга задействуются вместе, начиная функционировать одновременно. Откуда же после такого состояния у мозга возьмутся запасы для его дальнейшей работы, как будут восстанавливаться все израсходованные одновременно ресурсы?
Общеизвестно, что медиумам после паранормального состояния приходится длительное время отдыхать. Сошлемся, например, на практику психокинеза (воздействия на предметы): "Состояние психического воздействия" требует от экстрасенса настолько огромных затрат психических и физических сил, что последующее восстановление нормального состояния медиума занимает не дни, а "недели и месяцы, в отдельных же случаях даже годы"! (Мизун Ю.Г., Мизун Ю.В., 1993)
А долговременное пребывание в паранормальном состоянии, если организм автоматически не отключится и человек не выйдет из него, - явно небезопасно, может стать гибельным для человека.
Это какое-то суперэкстремальное состояние!
Об этом пишет и иеромонах Серафим (Роуз): "Даже самые опытные в выходах "из тела" люди не могут долго оставаться в этой области, не подвергая себя опасности навсегда разлучиться со своим телом (умереть)". ("Душа после смерти", С.105).
Многие важнейшие данные о том, в каком состоянии находится организм и мозг человека во время паранормальной деятельности, экстрасенсы, "целители", медитирующие, йоги и другие медиумы сами, в общем-то, на себя набрали, обеспечив в последние годы проведение массированных научных исследований своей деятельности и опубликовав полученные данные как в своих рекламных брошюрах, так и в солидных научных журналах. Эти сведения еще только предстоит тщательно проанализировать и сделать из них правильные выводы.
Мы же, поскольку паранормальное состояние обратило на себя внимание своей анормальностью и нефизиологичностью, кратко отметим и некоторые другие изменения, возникающие во время или после него:
- большое снижение лактата плазмы;

- усиление кровоснабжения мозга (это полезно далеко не всегда);

- усиление передачи информации между полушариями головного мозга и на всех уровнях мозга (что полезно лишь в определенных пределах);

- значительное усиление межполушарных различий;

- существенное повышение когерентности ЭЭГ, отражающее усиление синхронности биоэлектрических колебаний в разных областях мозга.

Последнее часто бывает при грубой патологии работы мозга, например, во время эпилептических припадков. Кстати, электроэнцефалограмма, наблюдаемая во время паранормального состояния, своей гиперритмичностью и синхронностью при высокой амплитуде биоэлектрических колебаний, как мы уже говорили, чем-то напоминает эпилепсию! В некоторых случаях, например при полтергейсте, так и пишут, что "электроэнцефалограмма полтергейстных подростков-посредников имеет эпилептоидный характер" (Иеромонах Анатолий (Берестов), 1996).

Небезынтересно вспомнить здесь и тот известный факт, что в шаманы выбираются люди с наследственной эпилепсией (История религий. - Т.I.-С.55), которые, входя в исступление, "ходят" по другим мирам и заклинают разных духов (предков, мертвецов, сил природы).

А вот при исследовании гипноза было выяснено, что у эпилептиков способность к гипнозу ниже, чем у неэпилептиков (Barry et al.,2000), обнаружено, что к гипнозу более восприимчивы люди с псевдо-эпилептическими судорогами (Kuyk et al.,1995). Кроме того замечено, что у эпилептиков во время гипноза начинает развиваться судорожная ЭЭГ-активность (Bryant, Somerville, 1995), гипноз был даже порекомендован ... для обнаружения места эпилептогенного очага!

(Селицкий, Карлов, Свидерская, 1991).

Остается только сожалеть, что некоторые исследователи, объективно зарегистрировавшие достоверные изменения работы головного мозга у человека во время паранормального состояния, - не обратили внимание на опасность паранормальных состояний в первую очередь для самих медиумов.

С физиологической и медицинской точки зрения отрицательные стороны паранормального состояния налицо. Понятно и то, что неоднократная и длительная практика вхождения в такое состояние должна наносить тяжкий урон здоровью, сознанию, психике и жизни прежде всего самих медиумов (экстрасенсов, "целителей", "трансцедентально" медитирующих, гипнотизеров, колдунов, магов, шаманов, людей, занимающихся оккультной практикой и др.).

Не говоря о самом страшном, о том, что души этих людей, если они не покаются в своем далеко небезобидном заблуждении перед Богом, погибнут для вечной жизни.

Иеромонах Серафим (Роуз) замечает, однако, в своей книге "Душа после смерти", что "едва ли кто из этих учителей обращает серьезное внимание на православное учение о жизни и смерти или на библейские или святоотеческие источники, на которых оно основано". Кроме того он пишет и про современных ему ученых Америки 70-х годов, что они намного более склонны к опыту оккультных писателей, который представляется им хоть в какой-то степени пригодным для научного исследования, чем к учению христианства, которое сложнее, потому что требует у людей участия веры и доверия, а также чтобы человек вел подвижническую духовную жизнь в соответствии с этим учением (С.86).

Остается надеяться, видя многие положительные духовные перемены в нашей стране, что теперь уже православные ученые нашего времени, имеющие горячую веру во Христа, ведущую нелицемерную подвижническую христианскую жизнь в лоне православной Церкви, смогут всесторонне разобраться и верно оценить разные "духовные" учения и их деятельность и со святоотеческой и с научной точки зрения.

ОСОБЕННОСТИ ЭЭГ У МЕДИУМОВ

Паранормальное состояние нефизиологично и противоестественно. Наблюдаемое во время него состояние работы головного мозга по своей физиологической сути анормально. Творцом человека создано и устроено так, что у здорового человека три основных состояния организма (бодрствование, медленный сон и парадоксальный гиперсон) чередуются и последовательно сменяют друг друга, чтобы, когда израсходуются ресурсы работы мозга в одном режиме, начинал бы включаться следующий режим работы, использующий иные ресурсы. Такая последовательная смена разных режимов работы обеспечивает безостановочное и бесперебойное функционирование мозга и организма на протяжение всей жизни человека. Не устроено так, чтобы мозг работал сразу во всех трех режимах.

С другой стороны известно, что войти в паранормальное состояние просто так любому человеку - невозможно.В связи с этим уместно было бы задаться вот еще каким вопросом. А не могут ли паранормальные "способности" определяться какими-то специфическими физиологическими особенностями людей, занимающихся этой практикой? Нет ли у них какого-нибудь отличия, например, в электроэнцефалограмме, которое могло бы способствовать их "попаданию" в необычное паранормальное состояние?

Оказывается, есть. Отмечено, например, что характер их электроэнцефалограммы позволяет предположить, что они переносили когда-то черепно-мозговую травму, потому что на их электроэнцефалограмме можно видеть "гиперсинхронизацию корковых ритмов различных диапазонов частот с эпилептоидными знаками разной формы и степени выраженности" (Лебедева, Добронравова, 1990). Авторы пишут, что при опросе подтвердилось, что травма такого рода у них была, как правило много лет назад. Это проясняет, какая аномальная особенность физиологической работы головного мозга может облегчать вхождение людей в противоестественный режим функционирования мозга во время паранормальной деятельности (см. также: Persinger, 1994).

Из этого опять-таки следует, что вхождение раз за разом в такое состояние сознания, в аномальный режим функционирования мозга, не может не отразиться крайне плохо на самих медиумах, явно будет способствовать расшатыванию их психики и здоровья.

С другой стороны, следовало бы быть крайне осторожными и так называемым гипнабельным, высокочувствительным особам, проявляющим быстрые успехи в плане вхождения в какое-либо паранормальное состояние, поскольку у них также могли быть сотрясения мозга или другие травмы головы. В последнее время появился целый ряд работ об отличиях электроэнцефалограммы у людей с повышенной восприимчивостью к гипнозу[8]. Это приведет к расшатыванию нормальных механизмов функционирования мозга, к истощению мозговых ресурсов и к нарушениям психики.

Завершая эту главу, в которой были проанализированы с научной точки зрения изменения работы головного мозга при паранормальной деятельности, надо сказать следующее.

Паранормальное состояние сознания, в которое человек может быть введен с помощью определенных средств и методов, сопровождается целым комплексом объективно регистрируемых изменений самых разных показателей работы организма, окончательный смысл которых еще только предстоит оценить.

На электрофизиологическом уровне удалось увидеть, что во время паранормального состояния головной мозг начинает работать в аномальном и физиологически противоестественном режиме: одновременно задействуются и начинают функционировать вместе процессы, которые обеспечивают три разных режима работы мозга (бодрствование, медленный сон и парадоксальный гиперсон), в норме всегда последовательно сменяющих друг друга.

Нельзя не отметить, насколько поразительно удачное название дали этому особому состоянию сознания наши научные предшественники: паранормальное, то есть "запредельное", "занормальное"! Кстати в последнее десятилетие, когда широко развернулись разнообразные научные исследования паранормальной деятельности, инициируемые медиумами, этот термин "паранормальное" всячески избегался.

Все это заставляет крайне внимательно и ответственно отнестись к изучению паранормального состояния на медико-биологическом уровне, более тщательно оценивать, что реально происходит с деятельностью разных систем и органов человека во время этого состояния, взвешивая все возможные последствия паранормальной практики для человека.

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно